МАОУ "Гимназия №1"
Великий Новгород
  • О школе

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Первая университетская гимназия имени академика В.В. Сороки»
    (МАОУ «Гимназия № 1»

    Первая университетская гимназия имени академика В.В.Сороки открылась в 1992 году. Открытие гимназии было знаковым событием в истории образования Великого Новгорода. В нашем городе она стала первой в постсоветской истории муниципальной гимназией и разместилась в историческом здании, которое долгие годы служило народному образованию.

    Если вы хотите получить качественное образование, приглашаем вас в нашу гимназию - инновационное учебное заведение для одаренных детей.

    Хорошее образование, комфортные условия обучения, дружеская обстановка, индивидуальный подход к каждому ребенку.

    История школы

    На улице Большой Московской и Ильиной улиц стоит старинный трехэтажный дом, в котором помещается Первая Новгородская Университетская гимназия. С момента строительства здания несколько раз менялось его назначение. 

    Трудно предполагать, глядя на архитектурное решение фасадов этой постройки, что ей более 200 лет. И, тем не менее, как удалось установить путем архивных исследований, дом был построен в 1782 году. Но первоначально он выглядел не так, как в настоящее время. Современный облик здание получило в 1881-1882 годах.

    В 1822 году были выполнены ремонтные работы. До ремонта в здании размещалась: врачебная управа, полицейское управление, квартира полицмейстера, чертежная губернского землемера. 

    В сентябре 1865 года в этом здании, которое по-прежнему принадлежало городским властям и которое занимала губернская строительная комиссия, было открыто Николаевское женское училище 1 разряда. Николаевским его назвали потому, что оно было открыто 8 сентября в день празднования рождения цесаревича Николая Александровича, старшего сына великого князя Александра Николаевича.

      Первая университетская гимназия имени академика В.В.Сороки открылась в 1992 году под руководством и по инициативе А.С.Гормина, который стал ее первым директором.

       Открытие гимназии было знаковым событием в истории образования Великого Новгорода. В нашем городе она стала первой в постсоветской истории муниципальной гимназией.

       Гимназия располагается в одном из самых красивых и старинных зданий Торговой стороны на пересечении улиц Большой Московской и Ильина в биографии которого, как в капле воды, отразился путь образования Великого Новгорода. Здание гимназии является историческим памятником регионального значения.

       Начиная с 1865 года здесь размещаются учебные заведения. Над городом пронеслись вихри революций, войн и перестройки, и только одно оставалось неизменным: здание продолжало служить образованию.

    1885-1870 гг. – Николаевское женское училище 1 разряда;
    1870-1916 гг. – Николаевская женская гимназия (одна из первых женских гимназий  в России);
    1974-1992 гг. – Вечерняя школа;
    1992-Наши дни – Первая университетская гимназия имени академика В.В.Сороки.

    Образование и формы обучения

    Первая университетская гимназия имени академика В.В.Сороки открылась в 1992 году под руководством и по инициативе А. С. Гормина , который стал ее первым директором. Открытие гимназии было знаковым событием в истории образования Великого Новгорода. В нашем городе она стала первой в постсоветской истории муниципальной гимназией и разместилась в историческом здании, которое долгие годы служило народному образованию.

     С 1856 по 1921 год это здание занимало женское училище, затем Николаевская женская гимназия. Первые женские учебные заведения появились в России в 60-е годы ХIХ века, а гимназии только в 1870 году. Таким образом, Николаевская женская гимназия была одной из первых женских гимназий в стране.

     Началу работы «Первой университетской гимназии имени академика В.В.Сороки» (первоначальное название «Первая городская гимназия») предшествовало решение 25 сессии Новгородского городского совета 21 созыва «О первоочередных мерах по развитию народного образования в Новгороде» от 18.12.91, в котором, в частности, указывалось на «…необходимость открытия в Новгороде инновационного учебного заведения для одаренных детей…».

     Официально гимназия была открыта Распоряжением Администрации города Новгорода № 1651-рг от 15.05.92.

    С первых дней создания Новгородского государственного университета у гимназии сложились тесные связи с этим высшим учебным заведением. Ректор Университета В.В.Сорока своим приказом № 70 от 15.02.94 создал и лично возглавил Попечительский совет гимназии (в дальнейшем – «научно-методический совет»), куда вошли преподаватели и руководители структурных подразделений Университета. В течение многих лет ВУЗ оказывал и продолжает оказывать гимназии большую методическую помощь. Преподаватели и ученые Университета рецензируют учебные программы, участвуют в приеме квалификационных и переводных экзаменов, ведут специальные и профильные учебные предметы, проводят для гимназистов семинары и творческие встречи. В настоящее время года научно-методический совет гимназии возглавляет Президент Университета А.Л.Гавриков.

     В 1998 году по совместному ходатайству педагогического совета гимназии и Ученого совета Университета гимназии было присвоено имя первого ректора университета, талантливого ученого и руководителя  В.В.Сороки.

     В течение 20-ти лет своего существования гимназия ни разу не изменила своей миссии  - обучению, воспитанию и развитию одаренных  школьников. Учитывая, что педагогики одаренности, как отдельного раздела педагогической науки пока не существует, теоретические основы работы с одаренными детьми педагогическому коллективу приходилось разрабатывать самостоятельно. Во многом этому способствовало включение учителей в опытно-экспериментальную и научную деятельность. В гимназии реализовано четыре опытно-экспериментальных проекта, утвержденных на областном уровне. В одном из них она получила статус экспериментальной площадки Министерства образования России.

     Теоретические основы обучения, воспитания и развития одаренных школьников представлены в научных исследованиях педагогов гимназии, на основе которых защищено три кандидатских и одна докторская диссертация.

     Теория, на которую опираются педагоги в своей профессиональной деятельности, называется «Барьерной педагогикой». Согласно ведущим принципам этой теории, творческой самореализации ученика препятствуют не столько внешние барьеры (учебные задачи), сколько внутренние барьеры, мешающие в преодолении внешних барьеров. Другими словами, проблему обучения представляет не поставленная перед учеником учебная задача, а отсутствие готовности к её решению. Основная задача педагога гимназии состоит в том, чтобы способствовать преодолению внутренних барьеров личности школьника, оптимизируя внешние барьеры.

     В учебно-воспитательном взаимодействии такие внутренние барьеры как низкая мотивация, тревожность, неуверенность в своих силах и др. необходимо снижать, в то время как внешние барьеры в форме поставленных перед школьником учебных и воспитательных задач должны постоянно нарастать. Постепенное и последовательное увеличение способности к преодолению внешних барьеров за счет снижения внутренних характеризует динамику развития личности ученика.

     Для обучения одаренных школьников учителя гимназии используют специально отобранные и самостоятельно разработанные педагогические технологии. Эта работа осуществляется в рамках «Научно-практической лаборатории разработки и внедрения педагогических технологией работы с одаренными школьниками», которая открыта на основе договора гимназии с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого и Новгородским институтом развития образования. Сотрудники лаборатории – учителя гимназии - щедро делятся своим опытом с коллегами из Великого Новгорода, Новгородской области, Санкт-Петербурга и других городов. На базе гимназии проходят семинары, круглые столы и творческие встречи с коллегами, методистами и учеными-педагогами.

     Гимназия имеет многолетние партнерские связи как с зарубежными странами, так и в России :

    Гимназия – партнер ФРГ как школа, готовящая учащихся к сдаче экзамена по немецкому языку на международный языковой диплом;

       - г. Штутгарт, гимназия имени Гердермана;
       -  г. Берлин, Вальдорфская школа;
       - Польша г. Слупск, лицей имени Адама Мицкевича;
       - С.Петербург ГБОУ СОШ № 625 с углубленным изучением математики имени героя РФ       Дудкина В.Е.
        - Существует договор между гимназией, «ОКБ ПЛАНЕТА» и институтом электронных и    информационных систем НовГУ о совместной деятельности.

     Большую роль в распространении инновационного педагогического опыта учителей играет научно-методический сборник «Наставник», ежегодно выпускаемый в гимназии. В настоящее время напечатано 17 выпусков этого сборника общим тиражом более 2.500 экземпляров. Каждый выпуск сборника посвящен одному из многочисленных аспектов работы с одаренными школьниками - от реализации индивидуальных подходов к обучению и воспитанию, до научно-методического обоснования самостоятельно разработанных педагогических технологий обучения и воспитания.

     Гимназия гордится своими учителями: 50% педагогов стали победителями национального проекта «Образование» и получили грант Президента России. Практически 100 % имеют высшую квалификационную категорию, 5- Заслуженные учителя России, 14 – Почетные работники образования. Два учителя стали победителями областного конкурса «Учитель года».

     Высокий профессионализм и творчество педагогов дают свои результаты. В первую очередь они проявляются в повышении способности к творческой самореализации у школьников. В гимназии выпускаются детские творческие сборники «Первоцветы» (литературное творчество) и «Большие надежды» (научно-исследовательские работы старшеклассников).

     Большинство одаренных гимназистов имеет возможность перевестись на индивидуальные траектории обучения, учитывающие специфику их познавательной сферы и учебной мотивации.
    Дополнительным образованием охвачены все гимназисты. Каждый может выбрать для себя любимое занятие после уроков. В рамках деятельности детских объединений дополнительного образования работают творческие группы: «Зеленая лампа» (литературоведение); «Исток» (экология, история, биология); «Эврика» (физика, химия, математика); «Летиция» (иностранные языки) и «Гимназический экономический центр». Большой популярностью у гимназистов пользуется «Гимназическое экскурсионное бюро», где школьники готовятся стать экскурсоводами по памятникам Великого Новгорода. Практические исследования проводятся будущими историками в гимназическом Музее Второй ударной армии, одном из лучших школьных музеев Новгородской области.

     В направлении интеллектуальной самореализации школьников работает и гимназическое научное общество «ГНОмы», в котором под руководством преподавателей и ученых Новгородского государственного университета реализуются исследовательские проекты. О результатах своих исследований гимназисты ежегодно отчитываются на городских конференциях и Днях науки в НовГУ.
    Гимназисты являются участниками и победителями городских, областных и российских этапов предметных олимпиад и конкурсов. В течение нескольких лет команда гимназии занимает места в тройке лидеров среди участников областной олимпиады. Несколько лет подряд гимназисты становились победителями и призерами Всероссийского этапа предметных олимпиад по химии, немецкому языку, физической культуре.

     Индивидуальные достижения педагогов и гимназистов находят свое отражение в оценке образовательного учреждения. В течение многих лет гимназия находится в числе лидеров рейтинга образовательных учреждений города и области. С 2010 года гимназия – городской Центр инновационного развития. Дважды гимназия становилась победителем национального проекта «Образование».

     Первая университетская гимназия имени академика В.В.Сороки – это образовательное учреждение, находящееся в режиме непрерывного развития …

     Сейчас в гимназии обучаются более 400 учащихся 5-11 классов на трех отделениях: физико-математическом, гуманитарном и отделении иностранных языков. Одни из первых в Новгородской области ввели электронный журнал и электронный дневник учащегося.

     Все педагоги гимназии прошли курсы по ФГОС.

    Основное образование
    Среднее образование
    Дополнительное образование

    Программа развития

     Гимназия сегодня – это живой, открытый организм. Гимназия сегодня – это учреждение, которое является гарантией качества образования и успешности ученика, профессиональной самореализации педагога.

     Это обеспечивает не только повышение квалификации учителей, семинары, мастер-классы, кафедра инновационной педагогической практики, лаборатория обобщения передового опыта, но и деятельность общественных структур, которые дают внешнюю экспертную оценку образовательному учреждению, обеспечивают связь с общественностью Великого Новгорода: научно-методический совет, возглавляет который Президент НовГУ Анатолий Леонидович Гавриков, ежегодно рассматривает и анализирует инновационную деятельность гимназии; Попечительский совет, возглавляемый Лобачем Сергеем Николаевичем, куда входят родители, шефствующее предприятие ООО « Алкон-опт»,- помогает совершенствовать материально-техническую базу; Наблюдательный совет, возглавляемый  Золотаревым Сергеем Валерьевичем, состоящий из представителей городской Думы, представителей комитетов Администрации Великого Новгорода, контролирует и определяет основные направления работы ОУ, оценивает результативность взаимодействия с городским сообществом; и Совет гимназии, возглавляемый Дмитриевым Александром Николаевичем,  состоящий из педагогов, родителей и учащихся гимназии, направляет и контролирует все стороны жизнедеятельности гимназии.

     Эта модель организации  методической работы  и взаимодействия с обществом позволяет перевести режим деятельности ОУ из функционирования в постоянное развитие.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie